, Воронеж
  • 15859

«Как раньше уже не будет». Воронежские учителя, ученики и родители – о дистанте

Какие подходы нашли педагоги, насколько комфортно детям и их семьям.
«Как раньше уже не будет». Воронежские учителя, ученики и родители – о дистанте «Как раньше уже не будет». Воронежские учителя, ученики и родители – о дистанте
РИА Воронеж Текст — , фото — из архива

Пока родительские чаты разрываются от возмущений, а школьники не могут понять, куда отправлять домашние задания, учителя продолжают работать. Кто-то внедряет новые технологии, кто-то максимально облегчает себе задачу и просто сбрасывает детям домашние задания. Но среди педагогов всегда остаются энтузиасты, которые даже в нестабильное время находят нетривиальные решения, выходящие за пределы федеральных рекомендаций.

Корреспондент РИА «Воронеж» собрала мнения и впечатления о дистанционном образовании от педагогов, родителей и учеников. Некоторые комментаторы попросили изменить свои имена или скрыть фамилии.

Ирина Петрова, учитель начальных классов:

– Мы до последнего не знали, как будет работать система, поможет ли нам кто-нибудь, научат ли пользоваться интернет-ресурсами. В конце каникул, 3 апреля, нам сообщили, что с понедельника, 6 апреля, стартует дистанционное обучение. Дали список рекомендованных ресурсов. Провели два вебинара, но из-за большой нагрузки к ним не получилось полноценно подключиться. Дальше – тишина. Вертись как хочешь. Администрация требует отчеты – конспекты уроков. В итоге мы с коллегой решили, что будем сбрасывать «домашку» в WhatsApp – я даю подробные задания, отмечаю, на что нужно обратить внимание. Как работают остальные учителя, не имею понятия. Продвинутые родители предлагали какие-то программы, но они оказались платными. Мы не имеем права такие использовать. Рекомендованное «Учи.ру» предлагает тесты. Но какие тесты в начальной школе! Там нужно писать, и много писать. Zoom оказался слишком сложным: нужно регистрироваться и регистрировать всех детей. Причем каждый урок! Тем более не у всех есть камеры. Я даю задание утром – на его выполнение отводится около двух часов. Родители в основном довольны. Претензии в чатах (все, что пишется в закрытых родительских чатах, в итоге доходит до учителя) высказывают те, кто сами пишут «понедельник» через «а».

Юлия Пушина, учитель информатики, замдиректора по воспитательной работе в Новоживотинновской школе:

– Как только ушли на незапланированные каникулы – 17 марта, – мы, если честно, уже сразу понимали, что не выйдем на работу в привычном режиме. Кому, как не учителю информатики, было налаживать работу с цифровыми ресурсами. За неделю до выхода мы провели во всех классах дистанционные родительские собрания. Затем начали готовить педагогов – не все владели нужными инструментами, – провели обучающие семинары. То, что рекомендованные программы обвалятся, мы предугадали, поэтому сразу искали другие решения, рекомендованные министерством: «Яндекс.Учебник», «Учи.ру», «Я.Класс». Мы также пользуемся платформой «Алгоритмика», где выложены различные учебные курсы – она платная, но в нашей школе расположена одна из «Точек роста», и мы можем пользоваться платформой бесплатно до конца учебного года, там отрабатываем «внеурочку». За две недели мы протестировали все возможные ресурсы и к 6 апреля выработали четкий алгоритм действий. Во-первых, сохранили расписание и режим дня – уроки начинаются в 8:30. Это нужно, чтобы не запутаться окончательно и разгрузить детей и родителей. Мы сохранили перемены, классные часы, внеурочную деятельность, даже шахматы. Во-вторых, почти все уроки проходят с использованием видеоконференций (Zoom, Skype, «Яндекс.Учебник»). В-третьих, мы переработали и уплотнили учебные программы. Пришлось максимально уйти в повторение, частично перенести некоторые темы на следующий год – например, лабораторные, практические работы по естественным дисциплинам. Мы ушли от рефератов и максимально увеличили проекты. В четвертых, учителя разных дисциплин объединились: например, тему по географии в седьмом классе ученикам предлагается раскрыть через презентацию по информатике.

Все это требует слаженной работы педагогического коллектива. Учителя уже слегка подустали. Но мы многому научились. Если в первую неделю нужно было наладить работу, родители задавали много вопросов, то во вторую неделю мы сделали корректировку – например, поняли, что нельзя задавать домашние задания каждый день, нужно разграничивать личные и рабочие мессенджеры, иначе можно сойти с ума. На второй неделе мы завели Google-папки в облачном пространстве, куда ребята сбрасывают домашние задания, – мы разгрузили мессенджеры, ведем учет домашних заданий. Вся работа учителей прозрачна для администрации: в специальной Google-форме педагоги пишут алгоритмы своей работы на уроке. Третья неделя началась с ощущения, что у нас все хорошо. Родители пишут спасибо.

Мы пошли навстречу детям – максимально используем близкие им соцсети: Instagram, «ВКонтакте». Появились школьные чаты. В каждом классе единая система. Ребята не путаются: одному учителю нужно сбросить задание в «Дневник.ру», другому – на электронную почту, третьему – в Viber. Все действия унифицированы. Конечно, не хватает общения, но мы проводим классные часы, викторины на платформе Kahoot!, игры. И очень не хватает региональной площадки, которая смогла бы включить и видеоресурсы, и видеоконференции с набором адаптивных рабочих материалов. С большой вместимостью, чтобы один учитель мог вещать на целую параллель. В разных регионах есть свои нюансы, поэтому площадка должна быть именно местной.

Образование уже не будет прежним. Мы прикоснулись к колоссальному ресурсу дистанта. Выросла цифровая грамотность учителей, стали доступны новые возможности. Получается, что изоляция стала огромным толчком к развитию школ.

Анна Бычкарь, учитель начальных классов высшей категории школы №102:

– Я веду дистанционные уроки по русскому языку и математике на платформе Zoom, а также использую ресурс Quizizz. В моем классе 40 человек, стабильная явка – 38, два-три человека по семейным обстоятельствам смотрят презентации уроков офлайн. Quizizz позволяет проводить эффективные живые тестирования прямо во время урока в Zoom. Я сразу вижу, кто подключился, кто закончил отвечать в «прямом эфире». Во время внеплановых каникул в марте мы с подругами-коллегами две недели бороздили интернет, изучали возможности разных программ, тестировали друг на друге. К 6 апреля были полностью вооружены необходимыми навыками. С родителями мы провели две пробные конференции, подготовились. Я знаю, что сейчас многие мои второклассники сами могут подключить имеющийся гаджет к уроку и спокойно позаниматься в урочное время, пока родители на работе. Они знают, что, когда объясняет учитель, нужно выключить микрофон, а включить его, когда отвечаешь. Когда выполнил задание, нужно поднять руку и я увижу. Все как на обычных занятиях. Бывают забавные случаи. У меня однажды спросили: «Можно выйти?» А на первом занятии все показывали домашних животных и не могли наговориться – так соскучились. Я рада, что не теряю контакт с детьми, успеваю дать слово почти каждому. Необходимые материалы и рекомендации я сбрасываю родителям в закрытой группе «ВКонтакте».

Виктория Леденева, учитель биологии Отрадненской СОШ №2, блогер:

– Рекомендованные площадки типа «Я.Класс», РЭШ слишком узконаправленные. Их сложно интегрировать с запланированными темами. Поэтому пришлось составлять презентации и снимать свои уроки. С детьми мы взаимодействуем во «ВКонтакте». Мы и раньше так делали – в группах класса готовили рефераты, проекты, исследования. Общались в групповых чатах, использовали личные сообщения. Система открытая, и у детей нет четких рамок – новую тему можно посмотреть в Instagram, а домашку прислать на почту или в мессенджер. Лишь бы ребятам было удобно. Онлайн-уроки я провожу в Zoom, записываю видео для тех, кто не смог присоединиться к трансляции.

Единственная проблема – сложно оценить эффективность такого обучения. В школе они все на виду, а сейчас я понимаю, что многим могут помогать родители, часто видна их рука. Непросто мотивировать старшеклассников – они уже расслабились, сосредоточились только на обязательных предметах. Для них нужно подбирать максимально интересный, научно-популярный материал. А вот среднее звено отлично влилось в процесс – засыпают меня сообщениями с проектами и презентациями. С родителями общаемся в WhatsApp. Недавно мне написала мама семиклассника: «Мы с сыном поспорили на шоколадку, пока решали тест про признаки класса "земноводные"». Просила меня разрешить их спор. Пришлось провести маленький ликбез.

Я и до карантина записывала обучающие видео для активистов. Веду учительский блог в Instagram, делюсь эмоциями и проблемами. В Instagram вообще большая коалиция молодых учителей, мы друг друга поддерживаем. Когда появилась возможность записать видео при поддержке департамента образования, я с удовольствием откликнулась – мне рассказывали, какая там мощная аппаратура. В своих онлайн-уроках на YouTube я придерживаюсь ФГОС, но подбираю материал чуть шире и интереснее. Здесь больше творчества. Плюс это несколько дополнительных баллов к аттестации.

Анастасия, мать четверых детей – 11, семи, шести лет и новорожденного:

– У меня сейчас три ученика. Это сложно. Гаджетов не хватает, телефоны постоянно висят на зарядке – техника не выдерживает нагрузки. Со всеми учителями мы на связи в мессенджерах. Дома шутим, что к каждому ребенку нужно приставлять по родителю, а нас с мужем не хватает. Хорошо, что есть бабушка. Но она беспроблемно справляется с первоклашкой, там просто отправляют домашку. Со средним звеном путаница – задания летят со всех сторон, я сама не успеваю понимать и собирать их по крупицам из разных источников. Некоторые подруги говорят, что дети сами справляются. Не знаю, может, у них вундеркинды. Мой почти отличник, но уже закрутился среди десятка ресурсов. А если в семье два-три старшеклассника – это же застрелиться можно! Учителя русского и математики ведут онлайн-уроки, делают презентации. Они очень интересные, наглядные и понятные. Но домашние задания нужно выполнять в Google-формах, с ними не так просто разобраться. Мы просили учителей давать задания просто из учебника. Нам ответили, что тогда дети будут списывать готовые ответы. Еще и обиделись – они же всю душу вложили в эти видеопрезентации. Если бы весь этот дурдом закончился досрочно, мы бы не отказались. Сын уже начал прятаться от этих уроков.

Наталья, мать двоих детей – восьми и четырех лет:

– Большая часть населения в шоке от происходящего. Задумываться о том, как организовать дистанционное обучение, начали в день его фактического начала. Шестого апреля выяснилось, что половина детей разъехались. Потом начались какие-то хаотичные задания в виде потока сознания без запятых – наш учитель увидела мессенджер в первый раз, кажется. В первые сутки родители написали больше сотни сообщений с вопросами. Через пару дней учительница научилась распечатывать задания и присылать фото. Ссылки на пять строчек – «а вот детям еще нужно послушать песню про кота» – тоже присылали фотографиями. Потом заработал «Дневник.ру», задания там тоже перепутаны, формулируются нечетко – мол, дети знают, они привыкли так делать. А дети за месяц каникул все забыли. Все это перемежается с сюитами от учителя музыки и докладом про волейбол от физкультурника. Почему преподаватели коммерческих кружков и секций сумели быстро сориентироваться: немного снизить оплату и проводить уроки онлайн, тренироваться с детьми в прямом эфире? От этого напрямую зависит их доход. Родительские нервы не выдерживают, линейки ломаются, детям неинтересно. На родителей переложили всю ответственность, а люди, которые пять лет получали профессию, а сейчас получают зарплату, просто ставят оценки. Все оценки липовые, учителя оценивают родителей. Родители в оценках не нуждаются – они нуждаются в том, чтобы их дети получали знания. Этот учебный год нужно завершать, хотя бы в начальной школе. Пользы от такого обучения нет.

Анастасия, ученица 10-го класса:

– С одной стороны, стало тяжелее, с другой, – проще. Такое ощущение, что работы стало вдвое больше. Еще и материал практически не объясняют. В основном учителя дают нам домашние задания. Только русский язык проводят по Skype. Иногда учителя кидают ссылки на какие-то материалы, которые нужно прочитать, иногда – на готовые видеоуроки. Последние понятнее, но уточняющие вопросы все равно задать некому. С другой стороны, теперь мы можем сами распределять свое время, уделять больше сил нужным предметам. Мне кажется, учителям нужно больше вникнуть, как это все работает. Распределить нагрузку равномернее. И еще согласовать действия между собой – потому что возникает неразбериха: где задания, куда сбрасывать домашку. Я думаю, педагогам нужно объединиться и выбрать единый стандарт. Самые удобные платформы – это «Я.Класс» и «ВКонтакте». Самая ужасная – «Дневник.ру», там очень неудобно. Пугает, что неизвестно, сколько это продлится. Прекратились мои занятия с репетиторами – они не могут освоить современные программы, а приехать к ним, как раньше, нельзя.

В областном департаменте образования прокомментировали просьбы родителей досрочно завершить учебный год:

– Рекомендации Минпросвещения были такие: закончить учебный год, если эпидситуация в регионе не позволяет его продолжить, заболеваемость превышает определенный процент. В Воронежской области этот порог не превышен, ситуация более-менее благополучная, хотя и не предполагает выхода на очное обучение. На данный момент дистанционное обучение является практически единственно возможным. Департамент приложил все усилия, чтобы рекомендовать школам облегчить нагрузку, отложить все сложные темы на следующий год, изменить условия домашних заданий, а фактически отменить их, ведь дети все задания сейчас выполняют дома. Отказ от домашнего задания позволит освободить время для совместной работы педагога и ученика. Общий объем учебных часов регулируется ФГОС. Их недоработку придется компенсировать ранним выходом с летних каникул. Департамент не предполагает этого. Именно поэтому учебный год рекомендуется закончить вовремя.

Детальную информацию о дистанционном обучении можно получить, обратившись на региональную горячую линию по телефону +7 (473) 210 07 24.

Топ вопросов горячей линии департамента образования Воронежской области:

  • по объему заданий на дистанционном обучении;
  • по организации дистанционного обучения в целом;
  • жалобы на отсутствие техники и интернета (передано 1378 гаджетов педагогам и пока 250 ученикам);
  • по подготовке и проведению ЕГЭ и ОГЭ (создан отдельный раздел на портале Дистантврн.рф, идет информирование о проведении видеоконсультаций экспертами по подготовке КИМ);
  • об окончании учебного года;
  • о создании дежурных групп детсадов для детей, чьи родители трудятся в службах жизнеобеспечения, обозначенных в указе президента;
  • по организации дистанционного обучения у детей с ОВЗ;
  • по получению компенсации питания, компенсации по выдаче школьного молока;
  • об организации процесса обучения по дополнительному образованию;
  • об организации учреждений, подведомственных департаменту культуры (музыкальные школы);
  • о прохождении анализов на коронавирус, переезде в регион в этот период, получении продуктов.

Контекст

Школьники Воронежской области не останутся на второй год из-за неудовлетворительных оценок в четвертой, дистанционной четверти. Школам рекомендовали ввести мораторий на негативное оценивание – ведь работа в новом формате отличается от привычной и освоение материала может снизиться. Глава департамента образования Олег Мосолов призвал при выставлении годовых оценок «в меньшей степени учитывать плохие оценки в четвертой четверти и в большей степени – в первых трех четвертях».

Каждый учитель сам решает, какой системы дистанционного обучения придерживаться в каждом конкретном классе. Например, в одной из школ региона, помимо стандартных платформ, для связи с учениками используют Discord – бесплатный мессенджер с поддержкой голосовой и видеосвязи, изначально ориентированный на геймеров.

В регдепартаменте образования рекомендовали модульный принцип обучения: учитель рисования может узнать, что проходят дети по чтению или литературе, и предложить сделать иллюстрацию к этому произведению. А педагог по физкультуре вместо теории может использовать в обучении популярные в сети челленджи.

По инициативе педагогов дошкольного образования в некоторых детсадах тоже организовали дистанционное обучение. Например, в воронежском детском саду №195 в родительский чат регулярно добавляют мастер-классы и развивающие уроки для малышей, организовали участие детей в акции «Стоп коронавирус!».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: